О приостановке полетов из-за масштабного сбоя уже объявили крупнейшие американские авиакомпании American Airlines, United Airlines, Delta Airlines и Frontier Airlines;
Крупнейшая турецкая авиакомпания Turkish Airlines тоже сообщила о глобальном сбое, вызвавшем проблемы с бронированием билетов и регистрацией;
- Работу также ограничили международный аэропорт Сиднея и аэропорт Берлин — Бранденбург. Аэропорт Эдинбурга предупредил пассажиров о возможном увеличении времени ожидания из-за сбоя, а Aena — главный оператор аэропортов Испании, сообщил, что "операции выполняются с использованием ручных систем";
- Британский железнодорожный оператор Southern Railway сообщил что "в некоторых местах мы не можем получить доступ к схемам движения поездов, что может привести к возможным отменам рейсов без предупреждения";
- Британский телеканал Sky News прервал вещание на фоне сбоя в работе операционной системы Windows;
- В Израиле сбой затронул некоторые больницы, а также почтовую службу и некоторые новостные агентства;
- Сбой затронул банки, фондовые биржи - Лондонская фондовая биржа сообщила о проблемах в работе на фоне глобального сбоя, пользователи сообщают о проблемах у Lloyds Bank, у платежных систем Visa и Mastercard;
- Корреспондент РБК также столкнулся со сбоями — он не смог зарегистрироваться на рейс Wizz Air из Берлина в Браденбург. Он не смог этого сделать ни в приложении — оно выдало ошибку, ни на сайте авиакомпании.
В чем причина сбоя
Утром 19 июля (по мск) в работе устройств с системой Windows произошел глобальный сбой, пользователи сообщали о появлении "синего экрана смерти" на устройствах с Windows 10. В компании заявили, что сбой начался накануне из-за "изменения конфигурации в части наших внутренних рабочих нагрузок Azure", которое "вызвало перебои между ресурсами хранения и вычислений, что привело к сбоям подключения, затронувшим службы Microsoft 365, зависящие от этих подключений". Там подчеркнули, что работают над устранением неполадок.
Эксперт в области информационной безопасности Алексей Лукацкий в разговоре с РБК пояснил, что глобальный технический сбой вызван взаимодействием антивируса Crowdstrike и Windows. Решить проблему можно, переведя компьютеры в безопасный режим и удалив определенные компоненты программного обеспечения. "Правда, сделать это надо вручную, что представляет проблему для крупных компаний с парком в десятки тысяч компьютеров", — рассказал он. По словам эксперта, Россию эта проблема не затронула, так как в стране практически нет решений CrowdStrike.
Большинство компаний закладывают сбой при обновлении в модель рисков и предусматривают откат на предыдущую версию в качестве компенсирующей меры, что, скорее всего, и сделают пострадавшие, считает заместитель генерального директора группы компаний "Гарда" Рустэм Хайретдинов. Он напомнил, что Microsoft отключил большинство российских от Azure еще год назад в рамках санкций, поэтому России это коснуться не должно. Те компании, которые используют Azure через другие страны, могут пострадать и отреагируют согласно своим планам восстановления, считает Хайретдинов.
Несмотря на то, что проблема CrowdStrike вызывает сбои именно в Windows, она может иметь и другие последствия, сказал РБК директор по развитию бизнеса "К2 Кибербезопасность" Андрей Заикин. "Учитывая, что Windows — очень популярная операционная система, а CrowdStrike — крупная компания по кибербезопасности, множество компаний и сервисов также могут испытывают перебои в работе из-за того, что их компьютеры не работают", — заявил эксперт.
В пресс-службе российской авиакомпании AZUR air подтвердили РБК, что все сервисы работают штатно.
В Минцифры заявили, что ситуация с Microsoft показывает значимость импортозамещения иностранного ПО.
РБК